Доступная среда

Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями
здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).  ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных
на обучение по адаптированным основным общеобразовательным
программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года.
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин
педагогический.
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе
является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Право на образование гарантируется и другими нормативно-правовыми
актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г., Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от
24.11.1995г., Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г. и др.
Вопросы гарантий государства и реализации права граждан на образованиеподробно раскрыты в статье 3 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Так в части 5 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии
реализации права на образование в Российской Федерации» указано «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными
государственными органами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления:
— создаются необходимые условия для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языком,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в
том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья «может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической
целью в области образования является повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение приоритетной задачи –
модернизация системы образования как инструмента социального развития, включающей в том числе, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или
затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-
инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и
нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят
дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические
нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными
нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым
тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка,
способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с
нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в
адаптированной к их возможностям индивидуальной программе
образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий,
специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому,
что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня
психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а
потому считалось исключительным. Существенную роль в таком
изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и
ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно
обоснованных и экспериментально проверенных форм организации
совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ,
принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.
Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему
развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из
специального образовательного пространства — специальных
(коррекционных) школ — в общеобразовательное пространство массовой
школы. Основная причина — общеобразовательное учреждение является
основным институтом социализации ребенка.
Восемь принципов инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Под инклюзивным образованием понимается обучение в совместной
образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному
образованию детей с ограниченными возможностями здоровья,
необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Задачи инклюзивного образования:
— создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-
социального сопровождения обучающихся в образовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
— освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с
государственным образовательным стандартом;
— формирование у всех участников образовательного процесса
толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС
детей с ОВЗ
В настоящее время Минобрнауки России принято ряд
нормативных документов по вопросам инклюзивного образования,
ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:
1.Концепция Федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
2.Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государтвеннного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
4.Требования к условиям реализации основной образовательной
программы на основе федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И.
Герцена):
— для глухих детей
— для слабослышащих и позднооглохших детей
— для слепых детей
— для слабовидящих детей
— для детей с тяжелыми нарушениями речи
— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
— для детей с задержкой психического развития
— для умственно отсталых детей
— для детей с расстройствами аутистического спектра
5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля
качества образования детей с ограниченными возможностями
здоровья(проект, разработанный в рамках государственного
контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных
программ в редакции от 30.03.2015
7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07
«О сохранении системы специализированного коррекционного
образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями
Министерства образования и науки РФ органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»)

Положение об индивидуальном обучении на дому

Письмо МОН и МП от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью«

Приказ Минздрава России от 30.06.2016 №436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам  на дому

Санпин 2.4.2-3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»

Об организации работы по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Методические рекомендации по ФГОС ОВЗ

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Для каждой группы детей нужно использовать определенные ЭОР.
Нарушение зрения –

  1. www.sona-mar.narod.ru«Слепой ребенок» – сайт рассказывает об особенностях воспитания, обучения и адаптации незрячих детей на примере личного опыта матери незрячего ребенка. Здесь собраны материалы, описывающие особенности развития детей с различными нарушениями зрения, перечисляются ссылки на сайты с родственной тематикой.
  2. www.rgbs.ru– Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС – специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
  3. http://www.defectolog.ru Рекомендации для родителей по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи, умственного, двигательного развития, поведения, задержкой развития. Информация о возрастных нормах развития ребенка, об отклонениях в развитии и др. Советы по вопросам воспитания: рекомендации дефектолога, логопеда, психолога. Сборник развивающих игр.
  4. http://www.lekoteka.ru/ Российская Лекотека — это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Для специалистов предлагается нормативная документация, каталог оборудования, игровых и методических материалов, ответы на вопросы, информация о курсах. Эти сайты полезны учителям – тифлопедагогам и родителям.

Нарушение слуха

  1. https://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/osobennosti-obucheniya-detej-s-narusheniyami-sluxa-v-shkole/ информационный сайт, который могут использовать и родители и учитель. На сайте можно найти информацию о особенностях детей с НС, методами и приемами их обучения, проконсультироваться с специалистом, посмотреть, как живут люди с такой особенностью.
  2. http://www.deafworld.ruсайт содержит обширный методический материал для развития и обучения детей с первого дня их жизни. На сайте обозначены социальные вопросы и ответы на них. Сайт полезен учителю – сурдопедагогу и родителям.
  3. https://www.youhear.ru/materials_for_rehab_with_cochlea_implant/ сайт содержит методические материалы для работы детей с нарушениями слуха на разных этапах обучения.
  4. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=409 информационно-методический портал по инклюзивному образованию. Содержит статьи, методические разработки занятий, а также нормативно-правовые акты, служащие основой работы с детьми с ОВЗ.

Эти сайты могут использовать учителя – сурдопедагоги и родители.

Задержка психического развития (ЗПР) —

  1. http://logoped.sad60.edusite.ru/p23aa1.html сайт учителя логопеда, которые содержит материалы по работе с детьми с зпр, методические рекомендации по организации работы с такими детьми, а также упражнения, игры и занятия, направленные на коррекцию.

2.https://topmpk.jimdo.com/%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D0%BC-%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%BF/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B7%D0%BF%D1%80/ сайт, который будет очень кстати, когда ребенок пойдет в детский сад и в  первый класс, так как этот сайт содержит ответы на самые главные вопросы родителей: как будут работать с моим ребенком? Как будут оценивать его деятельность? Будет ли ребенок сдавать экзамен и тд.

  • http://profilaktika.tomsk.ru/?p=11039 сайт центра медицинской профилактики, который рассказывает о ЗПР с точки зрения медицины, также представлены примеры коррекционных занятий и консультации для родителей.
  • https://www.logopedprofi.ru/detjam-s-zaderzhkoj-psihomotornogo-razvitija/ сайт центра развития и абилитации ребенка. Сайт содержит материал для логопедической работы с детьми с ЗПР, также представлен материал для консультирования родителей.

Эти сайты могут использовать учителя, учителя – логопеды и родители.

Нарушение интеллектуального развития

  1. http://www.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/umstvennaya-otstalost/index.php сайт национального медицинского центра психологии и неврологии им В.М. Бехтерева. Сайт содержит материал о заболевании, с медицинской точки зрения. Представлен материал для диагностики и коррекции заболевания.
  2. http://laska-alania.ru/parents.php сайт детского дома интерната для детей с НИР. Сайт содержит материал о том, как строят жизнь дети с данной особенностью, можно прочитать советы по развитию и воспитанию ребенка.
  3. http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.

Тяжелые нарушения речи

  1. https://xn--90ailsaobcfbu5g.xn--p1ai/ сайт психологической помощи семьям, которые воспитывают особого ребенка и не знают, какую тактику выбрать.
  2. http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845 сайт управления образования республики Беларусь. Сайт содержит опыт учителей по работе с детьми с ТНР.
  3. https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

http://aplazia.invamama.ru/ сайт о пороках развития конечностей у детей. Материал представлен кратко и точно.

  • http://rostok-cher.ru/obuchalochka сайт с методическим материалом, который можно использовать родителям и учителям.
  • http://www.elfikacka3ka.ru/ сайт сказкатерапии, который полезен и учителям и родителям.

Расстройство поведения и общения

  1. http://deti-kak-deti.org/index.html сайт о особых детях, их жизни. Больше похоже на социальный блог, но есть информация о воспитании и обучении.
  2. http://etoneotvet.ru/ сайт социальной поддержки особых детей.
  3. https://www.logoped.ru/nar02.htm логопедический сайт. На сайте можно найти материал по развитию речи, коррекции поведения.

Наибольшую образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для обучения детей с ОВЗ.

1.https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс учебник. Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета: русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов, что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний.

  • https://uchi.ru/teachers/stats/main — отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей.
  • https://iqsha.ru/ онлайн платформа интеллектуального развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно. Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что положительно скажется на его учебной мотивации.
  • https://chudo-udo.info/ детский развивающий сайт «Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная форма непременно привлечет внимание детей.
  • http://poskladam.ru/ онлайн платформа обучению слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания. Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации задания для учителя и родителей.
  • https://www.igraemsa.ru/ онлайн платформа детских игр. У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным нормам.
  • https://www.yaklass.ru/p — образовательная платформа «Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы. Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о ошибках и успехах.